Историко-культурная экспертиза

123

Департамент историко-культурных экспертиз «Федерального Центра историко-культурных и искусствоведческих экспертиз» выполняет все виды экспертиз, в том числе, государственные историко-культурные экспертизы при участии экспертов, аттестованных Министерством Культуры РФ. Департамент сотрудничает на внештатной основе со многими другими аттестованными экспертами во всех субъектах Российской Федерации.Данные экспертизы проводятся, как правило, по объектам культурного наследия (памятникам архитектуры - объектам недвижимости) различной юрисдикции – федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения, по вновь выявленным объектам культурного наследия, а также по земельным участкам, чья территория (или часть территории) является памятником археологического наследия или примыкает к границам территории такого археологического объекта. Каждая экспертиза по таким памятникам - это всегда уникальный и непростой случай, и каждый раз - индивидуальное решение. Высококвалифицированные эксперты-строители также имеются в штате АНО «Федеральный Центр историко-культурных и искусствоведческих экспертиз», и могут принять участие в любом судебном или внесудебном исследовании.

Объекты недвижимости – памятники архитектуры, садового и ландшафтного искусства

456

Согласно Федеральным законам № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 24.05.2002 г., а также 315-ФЗ от 22 октября 2014 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственные историко-культурные экспертизы проводятся в целях (указаны наиболее распространенные):

1. обоснования включения/исключения объекта культурного наследия в реестр/из реестра;

2. обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия

3. установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия;

4. установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места

5. определения соответствия проектной документации требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;

6. определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия

7. обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ.

Объектами государственной историко-культурной экспертизы является документация, и, соответственно, наши эксперты, аттестованные МК РФ, на основании Постановления Правительства РФ № 569 от 15.07.2009 г. «Об утверждении «Положения о государственной историко-культурной экспертизе» (с изменениями на 09 июня 2015 г.), проводят экспертизу следующих документов:

1. документы, обосновывающие включение/исключение объектов культурного наследия в реестр/из реестра;

2. проектная документация зон охраны объекта культурного наследия;

3. проектная документация, обосновывающая проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

4. проектная документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.

Также объектами государственной историко-культурной экспертизы являются:

1. выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр;

2. земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия; Департамент проектирования в сфере охраны объектов культурного наследия АНО «Федеральный Центр историко-культурных и искусствоведческих экспертиз» также оказывает услуги по разработке Разделов по сохранению объектов культурного наследия в соответствующую имеющуюся проектную документацию (См. раздел «УСЛУГИ» - Проектирование).

Земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению

789

Традиционно, подобные исследуемые земельные участки относятся к территориям, отведенным под строительство торговых, жилых или офисно-коммерческих центров, автозаправочных комплексов, нефтяных и газовых скважин (месторождений), опор высоковольтных линий, а также в сфере автодорожного строительства. В тех случаях, когда территория отведенного под строительство земельного участка попадает либо непосредственно на памятник археологического наследия, либо в его охранную зону, местный орган по охране культурного наследия, согласно Федеральному закону № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 24.05.2002 г., в обязательном порядке выдает Заказчику строительства предписание о необходимости историко-культурной экспертизы данного земельного участка. В таких случаях, в зависимости от конкретного случая, как правило, в имеющуюся проектную документацию требуется разработка Раздела по сохранению объекта археологического наследия с последующими археологическими охранно-спасательными работами или археологическим надзором, или то и другое совместно. АНО «Федеральный Центр историко-культурных и искусствоведческих экспертиз» предлагает квалифицированные услуги своих проектировщиков для разработки таких Разделов, а также своих археологов во всех субъектах Российской Федерации, работающих по действующим «Открытым листам» под контролем Института археологии РАН и с согласования региональных государственных органов по охране объектов культурного и археологического наследия.